Несколько слов о казачьих предках, казачьих корнях......
Казаки в составе России
Когда Русь разросшаяся при помощи казаков, обратилась в Могущественную империю, её государи покорили и небольшие казачьи республики на Дону, Яике и Нижнем Днепре, казаков же привлекли к постоянной службе в качестве иррегулярных войск…..
……… Казаки, будучи обособленным военным народом, со всеми присущими ему чертами, сохраняли особенности строя своей жизни даже в обстановке политической зависимости; на протяжении своей многовековой исторической жизни они прошли нормальные пути общественного развития, разделились на классы и никогда не проявлялись в качестве однородной касты.
………………………………………….Казачий словарь справочник, 3 том.
Вероисповедание
Истинным демократическим достижением среди предков казаков, а затем и самого казачьего народа было то, что среди казаков вплоть до конца 15 века существовало свободное вероисповедание, основными религиями из которых были магометанство и христианство. Вызвано это было тем, что именно казачьи земли (а не земли - земли Русской, как это принято говорить в среде обывателей) и земли всех предков их, начиная со скифских времён, именно их земли, а ни кого-либо другого были буферной зоной между Европой и Азией. Именно казаки и предки их всегда первыми принимали на себя удары сильнейших врагов того или иного времени, будь это Персия (нынешний Иран), Римская Империя, или кто-либо ещё. Поэтому-то и имели предки казаков, как впрочем, в дальнейшем и сами казаки испокон веку «воено-демократический» уклад жизни, где вероисповедание стояло далеко не на первом месте, что впрочем, на примере Козарии показывает, что необдуманное принятие той или иной веры, или разрешение свободного вероисповедания на своей земле (обычай, пришедший ещё со скифских времён, разрешал покоренным или соседним народам жить среди козар производя товары первой необходимости) подчас приводило к неисправимым трагическим и страшным последствиям, затрагивающим многие и многие народы.
В 1486 году случилась страшная по своим размерам резня Христианского населения на завоеванном турками Северном Кавказе. Вот тогда-то, как полагают, многие учёные и зародилась ответная ненависть казаков ко всему мусульманскому миру, а среди казаков, утвердилась и ведущей религией, стало христианство, хотя ещё многие десятилетия многие казачьи роды помнили, что некогда они исповедовали и магометанство.
Коло
Коло (древнеславянское) – собрание.
Первоначально у Запорожцев народные собрания носили название Коло. Позднее из-за многолетней службы Запорожских казаков Польско-Литовскому государству в обиход для обозначения народных собраний вошло слово рада, т.к. именно этим словом (т.е. радой) в Польско-Литовском княжестве народные собрания и назывались, а слово же было позаимствено и казаками.
Рады, т.е. народные собрания у Запорожцев были запрещены в 1775 году, после последнего окончательного разгрома Россией Запорожского Низа.
Возродились же рады только после революции 1917 года, причём первоначально предполагалось назвать народные собрания Войсковыми кругами, как у всех остальных казачьих Войск, но всё же решено было, как и раньше соблюдать запорожскую традицию. Поэтому то у кубанцев войсковые круги и поныне носят название Рада.
Тиханушки
Тиханушки (некрас.) – т.е. тихонюшки, жители Тихого Дона, донские казаки. Само название напоминает о страшных временах, когда через Дон шли полчища Мамая, Тохтамыша, Тамерлана сметая всё на своём пути. Когда не то, что казачьи постройки, но и коши (временные убежища от непогоды, шалаши крытые лошадиными кожами) можно было с трудом отыскать в непроходимых местах возле рек (которых и сейчас немало впрочем), и то, только знающему эти места человеку.
Чиганаки
Чиганаки – поселения в заболоченной местности, или в заливной пойме реки с постройками на высоких фундаментах, а также полунасмешливое название жителей подобных поселений. (Казачий словарь справочник, 3 том)
Появление таких построек было вызвано исторической необходимостью. Земледельческая культура в течении веков постоянно сталкивалась со скотоводческой. Часто такие «встречи» приводили к различным симбиозам, так например, на Дону появилась сармато–аланская культура, т.е. туранская и т.д.
Войны также были делом обычным, поэтому-то земледельческое население живущее, как правило, возле больших рек (например, таких как Дон, Днепр, Волга и т.д.) нередко спасаясь, от господствовавших в степях и сменяющих непрерывно друг друга кочевников зачастую и прибегало к таким вот постройкам.
Любая конница находившаяся в пойме или дельте той или иной реки, да ещё блуждая в лабиринтах протоков, окружённых «непроходимыми» зарослями, была лёгкой добычей местного населения живущего «на реке».
Само же название чиганаки (постройки Чигов), как впрочем и другие слова (кичиги, чиган, чигирь т.д.) и географические названия (как то Чигирин, Кичигино и т.д.) произошли от племени Чигов.
Чиги также являются одним из нескольких народов вошедших и составивших казачью народность. Природные условия (проживание по рекам части Чигов, но отнюдь не всего народа) заставляли Чигов носить не только кожаную обувь, но и лапти, от чего остальная часть Казачества шутила по этому поводу: «Чига лыко драла, чига лапти плела».
Кто и почему называл казаков газаками.
В 14 веке купцы из Италии, в лице венецианцев и генуэзцев называли казаков газаками. То, что газаки и казаки, это один и тот же народ, с этим никто и некогда не спорил, но вот по поводу самого слова газаки, чего только не говорили.
Одни писали, будто бы это прозвище казаков произошло от персидского слова газна, т.е. казна. Другие пытались и вовсе предположить фантастическую вещь, что слово газаки происходит от арабских слов гази (воины, воевать) и газават (джихад, война за отечество).
На самом деле всё намного проще. Как некогда Козарию (страна конных азовских воинов) ядром которой являлось будущее казачество, славяне называли Козарией , греки Хазарией, римляне же Газарией прозывали, так и теперь венецианцы и генуэзцы подобно предкам свом называвших козар газарами продолжали называть казаков газаками.
Байда
У казаков издревне повелось давать друг другу прозвища. Одним из таких часто встречаемых прозвищ является имя Байда, т.е. Бобыль (не имеющий семьи). Безсемейность среди казаков была безусловно связана в связи с бесконечными войнами, которые казачество беспрерывно вело отстаивая свои земли и Веру.
Поле
Когда-то земли, занимаемые донскими казаками, русские называли Диким Полем, сами же казаки старым полем.
Ранее, эти земли носили название Печенежского, затем Половецкого Поля.
Само же название «Поле» пошло с Руси, так как выражением «выйти в Поле» или «вышли в Поле» на Руси называлось приглашение на поединок, или уже сам поединок. Поэтому-то после распада и развала Козарии многие земли, принадлежавшие ей представляли из себя сплошное поле, т.е. «арену» или то место где каждый мог испытать свою силу, или силу своего оружия.
Ещё же раньше «Поле» входило в те земли, которые попеременно принадлежали: сначала Скифам, потом Скифо-Сарматам, затем Гуно-Сарматам, затем Козарам и наконец генетическим наследникам этих народов казакам.
Асмуд
Асмуд – воспитатель малолетнего Святослава. Имя Асмуд скорее всего является прозвищем, т.к. состоит из 2 слов; ас (главный) и муд (мудрость). Т.е. дословно имя Асмуд можно перевести, как: Ас обладающий мудростью, знаниями. Или же просто, как: Главный учитель, наставник.
Торки
Жизнь и события распорядились так, что Торки, (они же Чёрные клобуки), стали вольными, никем непринуждёнными защитниками земли Русской, ибо своя Родина после падения Козарии была занята Печенегами, затем Половцами.
Торки, оттеснённые кочевыми народами к границам Руси, охотно и добровольно защищали эти границы, так как считали Русь своим союзником, при этом говоря, что Русь – это их город (т.е. защита, тыл).
Значение Чёрных клобуков, (еже зовутся Черкасы), Торков, как древних воинов, как единственных добровольных защитников земли Русской, не требующих за это никакой платы, было настолько велико, что к выражению того времени: «хочет тебя вся земля Русская видеть главным князем», добавилось выражение: «хочет тебя вся земля Русская и Чёрные клобуки видеть главным князем».
Да, торки, берендеи, коуи были грозной силой, поэтому то каждый из удельных князей и мечтал иметь их поселения на своей земле, или хотя бы иметь их в своей дружине, так только в одном Чернигове в дружине у Черниговского князя находилось до 1000 коуев и т.д.
Что же касается русской летописи за 1120 год об изгнании части Торков из пределов Руси, то причина этого изгнания банальна и трагична по своей сути. За несколько лет до этого союз алано – славяно – тюрских народов потерпел поражение в последней попытке освободить свои земли от Половцев. Как отмечают русские летописцы, сеча не прекращалась в течении нескольких дней и ночей, после чего Половцы, благодаря своей многочисленности, всё –таки взяли верх.
Русь, видя такой исход не примянула воспользоваться очередным случаем, чтобы продолжить разгромление и уничтожение последних городов ассов (яссов) по верховьям Дона и продолжить свою политику (как молодое растущее государство) превращения соседних союзных народов в подченённые. Вот поэтому-то часть несмирившихся и не желающих подчиняться Торков, и была изгнана из пределов Руси. Это было подло, так сами Торки говорили, что Русь это их «город», (т.е. тыл, защита).
Так в отношении предков казаков, затем самих казаков такая политика Руси закончилась победой последней только в 1709 году, а в отношении запорожских казаков только в 1775 году.
Следует отметить весьма любопытный факт, что спустя 900 лет сами казаки, как и их далёкие предки (часть из которых некоторое время была известна под именем Торков), говоря о себе русским, говорят практически тоже, что говорили о себе их далёкие предки.
Торки говорили о себе, «именем мы беренди (т.е. защитники, заступники), родом Торки», сейчас же казаки говоря о себе, говорят, «Веры мы православной, родом казаки».
Происхождение Запорожцев
Запорожцы сами себя считали наследниками Козар, что верно, как и то, что наследниками Козар также были Гребенские и другие казаки.
Донцы же считали, что происходят, как от горских народов, так и от вольных городских жителей, что тоже верно. Предки их именовались Ассами, древние же греки называли их ас-пургами (пургос – греческ. башня), т.е. жители городов. После уничтожения Русью последних Асских (Ясских) городов, уцелевшие жители уже скромно именовали свои поселения городками, а за контроль за речными переправами, перевозами и бродами одно время прозывались бродниками.
Наливайки
При Иване Грозном служилые казаки жившие вокруг Москвы, жили в специально отведённых для этого слободах, которые русские в шутку называли наливайками, от слова наливай. И это то при царе, который запомнился историкам, помимо всего прочего, также как один из первых борцов с пьянством на Руси. Именно пьянство, было причиной того, что местным крестьянам крепко накрепко было запрещено общаться со служивым людом, дабы не перенимали дурных привычек, а крепко наперво не пили в неугодное для того время.
Берендеи
Имя берендеев происходит из скифского языка и дословно означает – защитники, заступники. В основе же своей имеет слова – «беречь», «оберегать».
Богиня Берегиня приднепровских славян также «пришла» к ним от скифов. По мнению таких видных русских учёных, как Н.Кондаков, А.Рыбников от «скифов – пахарей». Имя её также имеет в своей основе корень «оберег», «беречь», «оберегать».
Терские казаки
Смутные сведения восходят к глубокой древности и в разных источниках именуются по разному: горскими казаками или козаровцами. По записям 18 века эти казаки наименовывались Гребенскими. По их рассказам А.И.Ригельман в 18 веке записал, что жили они до прихода на Терек между кабардинцами и считали себя выходцами из Хазарии. (Впрочем, выходцами из Хазарии себя считали также и Запорожские казаки – авт.)
(ссылка Б.А.Алмазов, выпуск№5)
Русь и казаки
Среди различных теорий о происхождении казаков, как более достоверную можно принять ту, что казачьи поселения были образованы вне пределов России, и в условиях от неё независящих.
Отношения казаков с Москвой последовательно менялись:
1) совершенно независимые;
2) несли службу по договору с Московскими князьями;
3) служили по присяге;
4) вошли в состав Российского Государства, как неотъемлемая её составная часть.
(ссылка А.А.Гордеев – История казаков, 1том)
Кобары
Кобары, они же Кабардинцы (по Константину Багрянородному – 10 век по Р.Х.) были одно из Козарских племён. Часть этого племени после междоусобной войны в Козарии была вынуждена уйти к уграм. Другая же часть кобар ушла на Северный Кавказ.
Слово кобары является легкопроизносимым сокращением трёх слов: конные болгарские воины, т.е. коротко кобары, впоследствии назвавшихся кобардинцами.
Следует отметить, что вместе с кобарами на Кавказ ушла и часть Козарских славян – впоследствии назвавшихся Козаровцами, а ещё позднее ставших известных под именем Гребенских казаков.
Болкары
Слово Болкары произошло из-за слияния двух слов: болгары и кара (чёрные).
Часть чёрных (кара) болгар попала на Кавказ вместе со своими родичами кобарами, а также с частью козарских славян.
Обосновавшись на Северном Кавказе болкары стали прозываться балкарцами, как кобары и козары (конные азовские воины) в свою очередь – кабардинцами и козаровцами.
Следует отметить ту особенность, что человечество спустя 1000 лет также не принуждёно сокращает целые слова, как то; ГЭС, ТЭЦ, БАМ – Байкало-Амурская Магистраль, БОМЖ – без определённого места жительства, и т.д. и т.п. (Существуют даже целые игры, смысл которых в сокращении тех или иных слов).
Ошибка же учёных, пытавшихся разобраться в происхождении тех или иных казачьих слов, заключалась в том, что они, зная казачьи связи со многими государствами, искали корни этих слов в чужих языках. Это было верно, в казачьем обиходе множество не славянских слов, но вот, что многие непонятные слова явно славянского происхождения, этого никто почему-то не замечал.
Козары
Слово Козары – является легко произносимым сокращением трёх слов: конные азы ары (ары, в данном случае - воины), т.е. коротко к-аз-ары.
В Великих Четьи Минеях о казарах говорится: «Козары, коих греки Хазарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера». (Азовского моря).
P.S. Кстати в интернете есть хорошая статья Н. Гостева о видимой связи казачества с древней Козарией. Советую почитать.
Саки
Саки. Этим названием персы называли скифов. Чтобы отличать осёдлых саков (славян, занимающихся земледельческим трудом), от кочевых саков (занимающихся скотоводством), персы последних стали именовать косаки (т.е. конные саки). Так изначально запорожские казаки прозывались «косаки островные». Впоследствии же косаки, касаки трансформировались под особенности славянского языка и глухая «С» стала звучать, как звонкая «З», почему стали вместо косаки и касаки (конные саки), писать и произносить как козаки, казаки.
Уже в 10 веке на персидских географических картах обозначалась земля Касак. (Карта Гудуд ал Алем).
Поэтому согласно персидской терминологии, ещё в 19 веке русские учёные понимали под словом казаки скифов.
Коуи
В русских летописях среди союзных пограничных народов берендеев, торков можно также встретить и народ коуев.
Коуи – название одного из племён чёрных клобуков. Так как слово «кау» по осетински означает село, то поселившихся по реке Роси (в Поросье) ассов славяне и называли коуями, что дословно и означает, как поселяне, поселившиеся.
Кичиги
Кичиги – кибитки Чигов.
Законы Ясу
Книжные военные законы – Ясу были написаны и даны Чингисхану среднеазиатскими христианами, унаследованными ими от древних Ассов, Яссов.
Позднее последователей этих законов стали называть ясаулами, асаулами, есаулами.
Сары-азманы
Слово Сары-азманы состоит из трёх слов: -сары, - азы, -маны;
Сары с персидского переводится как цари.
Азы является общим названием родственных народов.
Ман с тюрских языков обозначает мужа, воина.
Поэтому слово Сары-азманы дословно переводится, как цари азовских людей (воинов).
Сары-азманами некоторое время прозывали казаков, обозначая их первенство на их исконной земле среди других народов. Так некогда скифы (также одни из основных казачьих предков) в свою очередь называли себя царскими скифами, сознавая своё, как они считали благородное происхождение.
Пётр1, зная, что Сары-азманы являются одними из нескольких прямых предков казаков и являются закоконными хозяевами своих земель, пренебрежительно и зло называл воровских (т.е. неподчинившихся и нежелающих подчиняться Москве) казаков «сарынью».
Казарлюги
Казарлюги – так в шутку называли молодые Запорожские казаки старых, заслуженных казаков-воинов. Возрастной «статус» казарлюги и уважение товарищей порой не спасали какого-либо матёрого подвыпившего казачину, от какой либо шалости или шутки со стороны молодых казаков, хоть молодым и нещадно доставалось от старших за их всевозможные проделки. Но что поделаешь, молодёжь, она во все времена молодёжью и оставалась.
Севрюки
Севрюками некоторое время прозывались те казаки, которые находились несколько поколений в Северском княжестве и постепенно выходившие из него.
Елень пронзён стрелою
Елень (олень) пронзён стрелою – тотемный знак всего казачества.
Возникновение этого знака относится ко времени господства в Причерноморских степях Гуннов.
Казачий народ
Антропологический тип у казаков разный, но не потому, что казаки не представляют из себя единый народ. Вовсе нет. Разнообразие антропологических типов произошло из-за того, что после развала Козарии предки казаков оказались разделёнными между собой на несколько оторванных друг от друга групп.
Так одна из групп ушла на Северный Кавказ, где смешивалась с горскими народами и ставшая впоследствии известна под именем Казаровцев, ещё позднее под именем горских или Гребенских казаков.
Так, вторая группа отошла к границам Руси, смешиваясь со славянами.
Третья же группа оставаясь на своих исконных местах смешивалась с тюрками.
Но несмотря на разный антропологический тип, казаки несомненно представляют единый народ с общей и уникальной для них всех своей культурой, бытом, традициями, фольклором и т.д.
Так никто не спорит с тем, что евреи – это народ, несмотря на то, что евреи живут во всех частях света, смешиваясь с различными народами, а национальность у них передаётся по матери. Никто же не ставит под сомнение, что уже нет такого народа (евреев), а осталась всего лишь одна общность исповедывающих иудаизм.
Да, так никто не скажет, так почему же в отношении казаков, у которых национальность передаётся по отцу, многие сомневаются, что казаки – это народ.
Язык казаков
Как мы уже говорили выше, до разгрома Козарии, а затем последовавшей в ней войны, большинство казачьих предков входило в Козарский Каганат, а асалано-славянское население составляло большинство в Козарии.
Наиболее чёткую, понятную и краткую информацию о Казарах даёт церковная книга – Великие Четьи Минеи: «Козары, коих греки Хозарами, римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера». (Азовского моря).
Поэтому древнеславянский, затем русский язык, можно считать и должен считаться родным для казаков, как и для русских.
Скорее можно говорить о многих финоугорских группах, забывших родные языки и ставших пользоваться русским языком.
Так, что это ерунда, что вот мол казаки с амбициями, а языка родного не имеют. Имеют, русский.
Кош
Слово Кош имеет несколько значений, первоначально же, означало временную стоянку.
Кош представлял из себя несколько сплетённых между собой прутьев, обтянутых лошадиной кожей. Такое жилище служило укрытием от любой непогоды, будь то снег, или дождь. Хозяева же таких вот времянок назывались кошевые, т.е. живущие в коше (коже).
Король Артур
Британский этнограф Говард Рид обнаружил осетинские корни короля Артура, что вызвало немалый скандал в британском парламенте.
По его словам в Алании он убедился в схожести национальных осетинских традиций с теми, что восходят ко временам Камелота: как то
1) Идентичная символика с могильников сармат с той, что использовал король Артур.
2) Принцип захоронений.
3) Схожесть легенд и мифов.
4) Круглый стол, есть ни что иное, как прообраз казачьего круга (если не он сам). И т.д.
2P.S. Весь материал сжат "донельзя", поэтому извиняюсь, если кто чего не поймёт, а обьяснять думаю и времени то не будет.
Спаси Христос Всех.