Инструмент почти забытый, но возрождаемый энтузиастами. Когда-то звучал в донских станицах.
К счастью, сейчас на некоторых фольклорных концертах мы можем услышать его чарующий голос.
Немного информации:
Донской рылей - редчайший старинный струнный музыкальный инструмент, разновидность украинской лиры. (РЫЛЯ, искаженно лира, три струны, по коим снизу ходит кружёк, замест смычка, обращаемый лебедкою; пальцы левой руки перебирают и нажимают струны; с рылями старцы и слепцы поют малорусские думы. Рылейщик - играющий на рылях.
Колёсная лира, украинская лира, донской рылей
«Я не знаю, видели ли вы когда-нибудь украинскую лиру. Сейчас, должно быть, ее можно найти только в музее. Но в те времена не только на базарах в маленьких городках, но и на улицах самого Киева часто встречались слепцы-лирники. Они шли, держась за плечо босоногого маленького поводыря в посконной рубахе. В холщовой торбе у них за спиной были спрятаны хлеб, лук, соль в чистой тряпочке, а на груди висела лира. Она напоминала скрипку, но к ней были приделаны рукоятка и деревянный стержень с колесиком. Лирник вертел рукоятку, колесико кружилось, терлось о струны, и они жужжали на разные лады, будто вокруг лирника гудели, аккомпанируя ему, добрые ручные шмели. Лирники почти никогда не пели. Они говорили певучим речитативом свои думки, "псальмы" и песни. Потом замолкали, долго слушали, как жужжит-затихает лира, и, глядя перед собой незрячими глазами, просили милостыню».
(Константин Паустовский. Книга о жизни. Далекие годы)
Колёсная лира – струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр. Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть ее струн звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение. В X-XIII вв. колесная лира представляла собой громоздкий инструмент, играли на ней два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нем исполняли церковную музыку. Позднее на нем играли бродячие музыканты-нищие, при этом его размеры уменьшились. В XVIII в. колесная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В русских и украинских лирах всего лишь 3 струны.
Колёсная лира
(или органистр, лат. Organistrum, итал. Ghironda, англ. Hurdy-gurdy, франц. vielle a roue)
Ольга Комок
Основными элементами колесной лиры служат:
– резонаторный корпус прямоугольной, виольной или лютневой формы;
– головка с колками для настройки струн;
– деревянное колесо, покрытое канифолью и действующее как смычок при вращении с помощью рукоятки;
– коробка с клавиатурой и тангентами;
– 1-3 мелодические струны (чаще одинаковой настройки), которые проходят сквозь коробку с клавиатурой; звучащая часть струн при соприкосновении с тангентами, управляемыми клавишами, укорачивается и, соответственно, изменяется высота тона;
– одна или более бурдонных (фиксированной высоты тона – I или V ступень лада) струн; некоторые из них могут крепиться на специальной подставке –«собачке», которая при резком вращении колеса издает дополнительный зудящий звук, что позволяет исполнителю играть, кроме мелодии, ритмический рисунок;
– в поздних (после XVII века) инструментах – резонирующие струны, которые приходят в возбуждение только благодаря эффекту резонанса и создают собственную акустику.
Колесная лира снабжена одним или двумя ремнями, с помощью которых исполнитель фиксирует инструмент при игре (на поясе – сидя, на поясе и шее – стоя). Правой рукой исполнитель вращает колесо, а левой нажимает на клавиши.
Колёсная лира была распространена в Западной и Восточной Европе приблизительно с начала 2-го тысячелетия нашей эры в различных музыкальных сферах – в монастырях, у придворных менестрелей, у простолюдинов.
В Средние века колесная лира использовалась для обучения церковных музыкантов и исполнения духовной музыки. На изображениях XII века она выглядит как большой, длиной до 2 метров фидель с 3-мя струнами. В исполнении участвовали, держа инструмент на коленях, два человека: один из них управлял тангентами, а другой вращал колесо. Восемь тангентов соответствовали 8 тонам диатонического звукоряда от тона С (с В и Н). Бурдонные струны были настроены в октаву, центральная (мелодическая) струна – квартой или квинтой ниже верхней бурдонной струны.
В XVI-XVII вв. колесная лира использовалась преимущественно в народной танцевальной музыке и бродячими, в том числе слепыми, музыкантами; в таком качестве она известна на Украине, в Белоруссии и России.
Родственный инструмент – шведская нюкельхарпа со смычком вместо колеса. На средневековых картинах встречается также изображение инструмента, родственного колесной лире, в котором вместо коробки с клавиатурой и тангентами – гриф, и где высота звука регулируется нажатием пальца на струну.