Многие знают стихи Т. Шевченко, на которые кубанские казаки сложили потрясающую песню:
«Ой чого ти почорніло,
Зеленеє поле?»
«Почорніло я од крові
За вольную волю.
Круг містечка Берестечка
На чотири милі
Мене славні запорожці
Своїм трупом вкрили.
Та те мене гайворони
Укрили з півночі...
Клюють очі козацькії,
А трупу не хочуть.
Почорніло я, зелене,
Та за вашу волю...
Я знов буду зеленіти,
А ви вже ніколи
Не вернетеся на волю,
Будете орати
Мене стиха та, орючи,
Долю проклинати».

Малоизвестные подробности этой знаменитой битвы.
1651 году Богдан Хмельницкий уже одержал убедительные победы под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами. В середине марта он принимает литовских послов от князя Радзивилла и после переговоров рассчитывает на то, что Литва не примет участия в дальнейшей войне. В московском архиве министерства юстиции сохранились свидетельства посла Григория Унковского, который сообщал, что до 1651 года «Литва Польше не помогала, ибо был у Литвы с гетманом и Войском Запорожским договор, что Хмельницкий с Войском Запорожским и татарами на их землю войной не пойдет, а за это литовское войско ляхам не будет помогать». В конце марта в полевой лагерь Хмельницкого под Животовым прибывают послы и от турецкого султана с предложением прислать помощь. Десятитысячное молдавское и такое же по численности войско мунтянского князя Матвея ждало лишь приказа султана выступить в поход. Гетман, поблагодарив послов, отказывает. Много версий существует на этот счет, однако, по прошествии стольких лет, можно лишь догадываться об истинной причине отказа казацкого вождя. Хмельницкий, долгое время пребывавший в турецком плену, хорошо знал коварство и изменчивую политику блистательной Порты. Он выбирает других союзников — татар. Его выбор можно объяснить только тем, что во всех предыдущих битвах союзниками казаков были татары, хотя в последние годы они стали подводить его все чаще и чаще. Так было и в 1649 году, когда войско Конецпольского и Вишневецкого доедало в осажденном Збаражском замке последних собак и кошек, а в битве под Зборовым сам король чуть не попал в плен. Ян Казимир, спешил с польским войском на помощь осажденному Збаражу. Многие очевидцы утверждают, что Хмельницкий остановил казаков в самый разгар битвы, так как не захотел брать в плен короля — своего сюзерена. Почему, абсолютно неясно. В «Летописи Самовидца» речь идет о том, что «Хмельницкий не хотел, чтобы христианский король попал в неволю к басурманам...». Эту ситуацию Ян Казимир немедленно использует. Он пишет татарам примирительное письмо и обещает денег. Татары тут же заключают с поляками мир и уходят в Крым, разоряя и грабя все на своем пути.

В 1651 году Хмельницкий снова выбирает татар, которые через несколько дней обрекут казацкое войско на гибель. Но пока ничто не предвещает поражения. Казацкое войско воодушевлено, ведь каждый сражается и за волю, и за веру.

В начале 1651 года почти вся Украина освобождена от шляхты. Лишь отдельные армейские гарнизоны обороняются в укрепленных крепостях и замках. Коронный гетман Калиновский с сильно потрепанной армией вынужден отступать болотами и лесами на Сокаль. Под городком Стена навстречу полякам выходят вооруженные горожане и, как пишет польский историк С.Освенцим, они «стреляли в нас, дули показывали и, извините, задницы на нас выпячивали». Калиновский взял Стену, затем Ямполь и пошел на соединение с армией короля. Радзивилл тоже соединил свои полки с королевскими. Армия Речи Посполитой в то время делилась на войско литовское (Великий литовский гетман Радзивилл) и коронное (Великий коронный гетман Калиновский). Великие гетманы назначали полевых, которые и руководили отдельными армиями, полками и отрядами. Кроме регулярной армии, каждый крупный магнат имел и войско, часто несколько десятков тысяч человек, которое содержал на собственные деньги. Король считался главнокомандующим.

Сам Папа Римский в апреле прислал Яну Казимиру знамя и меч в золотых ножнах, благословив его на борьбу за веру.

11) Войну 1648—1654 гг. во всех учебниках называют освободительной, и часто забывают, что это была еще и война за веру. В статьях мирных договоров предыдущих и последующих и Зборовского, и Белоцерковского всегда оговаривались вопросы вероисповедания.

Католическая церковь медленно «наступала» на многовековое православие Украины. Меняли веру не только простые жители, но и могущественные князья. Последние из них — Острожские и Вишневецкие — держались вплоть до XVII века. Константин Вишневецкий и его племянник Иеремия Вишневецкий — потомки древнерусских князей и запорожского гетмана Дмитрия Вишневецкого (Байды) — переходят в начале XVII века в католичество, несмотря на то, что все их предки были православными. У шляхты, несмотря на древность рода и колоссальное богатство, они всегда считались «презренными схизматами». Напрасно митрополит киевский умолял Иеремию не изменять вере отцов... Иеремия Вишневецкий даже считался одним из главных претендентов на польский престол. Но он, родившись в 1612 году, лишь в 1631 году принял католичество, и это обстоятельство значительно уменьшило его шансы стать главой католической державы. Во время освободительной войны озлобленный, с лютой жестокостью безжалостно казнил он братьев по крови. А традиционная казнь для казаков была одна — захваченного с оружием живьем сажали на кол. Но чем сильнее проводились репрессии и окатоличивание Украины, тем больше нарастало сопротивление простого народа, у которого не было причины менять веру предков. И вот две армии встретились...

К Берестечку, где находились просторные поля и пастбища, поляки подошли первые. Точное количество участвующих в этой битве установить сложно, т. к. сражались и вооруженные слуги шляхтичей, и даже ксендзы, которые взяли в руки сабли, чтобы воодушевить наступающих. Большинство историков соглашаются, что татар, которыми командовал Ислам-Гирей, было около 30 тысяч. Относительно численности и боеспособности казацкого войска тоже много разногласий, ведь помимо запорожцев и реестровых казаков, в битве участвовало много восставших крестьян, порой вооруженных одними лишь косами. Поэтому ограничимся тем, что численность войск, непосредственно принимавших участие в военных действиях, превышала сто тысяч человек с каждой стороны. Кроме Лянцкоронского, Калиновского, Конецпольского, Вишневецкого и Любомирского, польскими отрядами командовали многие другие опытные полководцы: воевода брестский и померанский князь Радзивилл, витебский воевода Ян Сапега. Перемышльской и волынской кавалерией командовал князь Михаил Чарторыйский. Это был цвет не только польской армии, но и всей Европы. К Конецпольскому Хмельницкий испытывал и личную неприязнь. Александр Конецпольский был чигиринским старостой, это он разрешил Д.Чаплинскому захватить Суботов и выгнать семью Хмельницкого из дома, а самого Богдана много дней продержал в темнице.

Одной из слагаемых успеха королевских войск в битве под Берестечком была тактика построения и ведения боя, которая сильно отличалась от применяемой поляками ранее. Дело в том, что войска были расставлены на этот раз необычным немецким способом, и казаки не смогли воспользоваться тем опытом, который они накопили за время предыдущих войн. Все атаки встречались и отбивались с необыкновенной эффективностью.

Попытаемся восстановить ход битвы под Берестечком и приподнять завесу тайны, которая до сих пор не дает покоя исследователям истории Украины.

27 — 28 июня ( 17—18 по старому стилю) татары сжигают близлежащие села и пытаются «раскачать» противника. Они атакуют, затем отступают, снова атакуют, применяя традиционную тактику, известную еще со времен хана Батыя. Конецпольский с Любомирским сами атакуют татарскую конницу. Вообще польская конница, даже тяжелая, отрабатывая многолетнюю тактику боев с татарскими всадниками, старалась никогда не вступать с ними в открытую схватку. Чаще всего польские уланы огораживались возами, применяя артиллерию, отстреливаясь из ружей, а в открытый бой вступали пехотинцы. Татары тоже применяли традиционную тактику и старались не штурмовать укрепленные полевые лагеря.

29 (19) июня Ислам-Гирей занимает господствующие высоты перед Берестечком и битва возобновляется. К концу дня все армии отходят на исходные позиции. В этот день казаки захватывают 28 польских знамен, среди которых и знамя Потоцкого.

30 июня. Утром король, молившийся всю ночь, выстраивает свою армию в следующем порядке: правое крыло — гетман Потоцкий, левое — гетман Калиновский. В центре, где находится преимущественно польская и немецкая пехота, — сам король. Польские гусары сдают свои копья с развивающимися красными стягами, которые устанавливают за позициями, имитируя огромную численность армии. Мосты через Стырь заранее разбираются, каждый воин знает, что бежать некуда.

Когда утренний туман рассеивается, обе армии предстают в своем великолепии, и, как пишет французский историк Шевалье, «это мгновение напоминало занавес, который, поднимаясь, открывает театральную панораму». Татары с небольшим отрядом силистрийских турок расположились против поляков слева в виде полумесяца, а казаки стали против фланга Калиновского. Особенно устрашающе смотрелась тяжелая конница — польские гусары, облаченные в доспехи и с крыльями за спиной из орлиных перьев. Немецкий офицер Хартунг свидетельствовал, что крымский хан, внимательно оглядев королевское войско, послал к королю гонца с предложением о готовности подписать вместе с казаками мирный договор. В случае несогласия казаков он грозился силой доставить «Хмеля» к полякам! Не здесь ли кроется тайна последующего захвата Хмельницкого? Татары, еще не вступая в решающий бой, уже дрогнули! Морально битва была ими проиграна. Что и говорить — крымский хан решил снова, как и под Зборовым, не тратя сил, получить максимальную выгоду.

До трех часов дня оба противника не начинают активных действий. Король обращается к войскам с пламенной речью (а говорить он умел, т. к. до коронования был иезуитским кардиналом и часто выступал перед многочисленной паствой), призывает спасать католическую веру и права Речи Посполитой, наказать «отступников и бунтовщиков». Армия рвется в бой. Получив разрешение короля, Вишневецкий, в войске которого были и реестровые казаки (шесть хоругвей), атакует украинский лагерь. Хмельницкий контратакует, но его останавливает немецкая пехота. Казаки отходят в лагерь, и тогда поляки начинают обстрел татар, расположившихся на холме. Пушки стреляют не только ядрами, но и мушкетными пулями, густо засыпаемыми в жерла пушек. Вскоре одно из ядер разрывается у ног хана, убивает султана Амурата, командовавшего осадой Збаража. Хан напуган, он слышит мощные мушкетные залпы, видит эскадроны, идущие на штурм. Вместе с солдатами в бой идут и ксендзы с саблями в руках. Ислам-Гирей, опытный воин, колеблется... и, неожиданно для всех, покидает поле битвы. Бегство поспешное, при этом татары, преследуемые польской конницей, бросают по пути даже трупы соотечественников, чего ранее никогда не бывало.

С бегством Ислам-Гирея тоже не все ясно до сих пор. Татары впоследствии утверждали, что в ночь перед битвой они получили подметные письма о том, что в решающий момент сражения казаки вместе с королевским войском нападут на татар и уничтожат. Крымский хан, сам неоднократно используя коварство — как обычную военную и политическую тактику, около пяти лет жил в польском плену. Это было роскошное придворное окружение знатного польского воеводы Станислава Любомирского, куда Ислам-Гирей попал после боев под Бурштыном еще в 1628 году. В «неволе» крымский хан содержался как знатный гость, свободно передвигался, общался и хорошо изучил не только язык, но и нравы и обычаи польской шляхты. Он знал, что коварство и интриги свойственны не только татарам... Увидев, что королевская армия сосредоточивает огонь орудий только по нему и что в атаку идет лишь правый фланг, хан не выдерживает. Он колеблется (знак под которым хан родился — Весы). Последствия оказались для украинского войска ужасными. Татары бегут, оголяя левый фланг объединенного войска. Королевская артиллерия начинает обстрел казацкого фланга, армия разворачивает фронт, подходит к лагерю, ожидая контратаки. Несколько часов под проливным дождем польское войско стоит в полной боевой готовности. Казаки, однако, не атакуют «мокрое войско». Хмельницкого уже нет в лагере. Он, поручив командование Джеджалею (?), бросается образумить татар. Тут снова загадка, т.к. казаки, узнав об отсутствии Хмельницкого, избирают Джеджалея полевым гетманом, но тот противится и его избирают помимо его воли! Грушевский считает, что никто из оставшихся полковников не захотел принять командование, т.к. «знали, что Хмельницкий этого не любит и боялись его гнева».

Гетман с Выговским догоняют хана возле Ямполя и уговаривают его вернуться. Тот поступает неадекватно и захватывает Хмельницкого в плен. Выговский, находившийся с Хмельницким в этой поездке, тоже пытается образумить татар. Хан посылает с ним 20 тысяч всадников, но те обращаются в бегство при приближении поляков. История с прибытием гетмана к татарам до сих пор содержит много неясного. Почему Хмельницкий, покидая лагерь, не дал четких приказаний и не оставил достойного заместителя, ведь Джеджалей будет через несколько дней переизбран и заменен другим? Почему и второе по иерархии лицо в казацком войске Выговский тоже последовал вместе с Хмельницким к татарам? Некоторые из «изучивших» историю Освободительной войны утверждают, что Хмельницкий бросил свое войско и сам хотел удрать вместе с татарами, но это всего лишь попытка преподнести «жареное». Три неоспоримых факта свидетельствуют о решимости гетмана продолжать битву. Первый факт приводят в доказательство многие очевидцы, которые видели Хмельницкого, привязанным к татарскому коню по пути отступления Ислам-Гирея. Вряд ли крымский хан стал бы содержать «непленника» в таком положении. Второй факт. Хмельницкий оставил в лагере войсковую казну, гетманскую булаву и печать — символы государственной власти, т.е. он непременно рассчитывал вернуться. Третий факт — Хмельницкий, уже через несколько дней после освобождения рассылает универсалы с призывом продолжать борьбу.

Казаки, оставшиеся без гетмана, применяют традиционную военную тактику — смещают ночью лагерь ближе к болоту, огораживают его возами, насыпают земляной вал и даже пытаются атаковать.

1 июля обе армии отдыхают. Военные действия ограничиваются лишь перестрелкой. Противники собирают трупы убитых, король посылает за пушками в Броды, а казаки увеличивают высоту земляного вала.

2 июля поляки продолжают обстрел. Казаки отвечают артиллерийским огнем и делают успешную вылазку.

3 июля две тысячи казаков выходят из лагеря и сгоняют поляков с холмов, на которых тремя днями раньше располагались татары. Ночью Конецпольскому удается выбить их с высот и оттеснить обратно в лагерь.

4-5 июля продолжается обстрел укрепленного лагеря из польских орудий.

6 июля казаки отправляют к польскому королю послов — полковников миргородского Гладкого, чигиринского Крысу и писаря войскового Переяславца.

7 июля король, оставив в заложники Крысу (польские и многие украинские историки утверждают, что Крыса добровольно остался у короля и сам давно искал случая, чтобы перейти к полякам), посылает в осажденный лагерь письмо, где предлагает казакам попросить прощения, выдать 17 казацких полковников, булаву Хмельницкого, пушки и сложить оружие.

8 июля вместо Джеджалея избирают нового гетмана — Матвея Гладкого. Казаки отказываются от польских условий и требуют соблюдения Зборовского договора. Король приказывает прекратить переговоры, готовиться к штурму и усиливает артиллерийский обстрел.

9 июля казаки узнают, что Лянцкоронский переправился через Пляшеву. Это грозит полным окружением лагеря, т. к. до этого у казаков были несколько гатей через болото, которые связывали их с незанятой противником землей. Через них они пополняли припасы и доставляли корм лошадям. Старшины снова отправляют к Яну Казимиру новое посольство, но Потоцкий разрывает требования казаков на глазах у короля. Полковник Крыса предлагает затопить казацкий лагерь, сделав на Пляшевой земляную плотину.

10 июля винницкий полковник Богун, избранный новым гетманом, принимает решение отогнать Лянцкоронского с правого берега реки. Ночью, наведя из подручных средств мосты через реку Пляшеву, две тысячи запорожцев выходят из лагеря. Почему Богун не предупредил оставшихся — неизвестно. Польские источники утверждают: в казацком лагере начинается паника, многие кричат, что Богун бросил всех на произвол судьбы и удрал. Оставшиеся казацкие полки начинают отходить к переправам. Конецпольский, видя, что соперник уходит, бросает свою армию на отступающих и лично бросается в бой. По свидетельствам польских историков, на переправе начинается неразбериха, мосты не выдерживают, сотни казаков падают в Пляшовец и Икву, многие тонут, часть делает попытки прорваться, бросившись на поляков. Большинство казаков пытаются спастись вплавь через реку и болото, кинув перед этим в воду золото и серебро, чтобы оно не досталось врагу. По польским источникам, около тридцати тысяч казаков гибнет в этой битве, но несколько тысяч во главе с Богуном и всего лишь с двумя пушками отходят ночью за Пляшеву. В последние десятилетия в историческом заповеднике «Поле Берестечской битвы» археологи проводят масштабные раскопки, и, судя по многим находкам, число погибших украинцев значительно преувеличено. Так, в районе переправы через Пляшеву найдено всего около сотни останков переправляющихся. Но самый весомый факт, что уже через шестьдесят дней под Белой Церковью снова собралась мощная армия. Поляки не решились продолжить войну и подписали мирный договор. Вряд ли Хмельницкий смог бы собрать значительное войско всего лишь за два месяца. Очевидно, что его костяк составили ступившие на восток воины, прошедшие горнило Берестечка.

По случаю победы шляхта устроила грандиозные пиры и празднества по всей Польше. Трофеи достались полякам богатые. Это и печать Войска Запорожского, и меч, подаренный гетману константинопольским патриархом, и знамена. Казну из 30 тысяч талеров, предназначавшихся для выплаты крымскому хану, разграбили солдаты Людвига Вейгера. Булава же Богдана Хмельницкого врагу не досталась. Еще до исхода битвы, во время переговоров с казаками, король постоянно требовал, чтобы булава как символ власти была сдана сопротивляющимися, но в архивном списке трофеев ее нет. По некоторым свидетельствам очевидцев, она, чтобы не досталась врагу, скорее всего была утоплена в болоте.

Через месяц после Берестечской битвы умирает Вишневецкий, получивший множество ран в битвах с казаками, а в ноябре от внезапного апоплексического удара и Потоцкий. Через год, окруженный под Батогом, гибнет коронный гетман Калиновский. За считанные годы Польша теряет почти всех полководцев, отличившихся под Берестечком. В 1668 году и сам польский король слагает с себя корону, уезжает во Францию, где становится игуменом монастыря святого Германа (Сен-Жермен де Пари). После его смерти был сооружен саркофаг, который французский скульптор Жан Тибо украсил барельефами, прославляющими победу короля под Берестечком. Но эта победа не принесли настоящей славы королю, ведь очень скоро ослабленная Польша теряет Украину, Прибалтику, Пруссию, Смоленск. Михаил Вишневецкий — сын Иеремии — стал все-таки польским королем. Четыре года правил он Речью Посполитой, но с его смертью в 1673 году род Вишневецких прервался... Через сто лет и сама Польша потеряет свою независимость на долгие 150 лет. Пиррова победа...
http://chernigiv.info/images/gal/P6100112.jpg
http://chernigiv.info/images/gal/P6100052.jpg
http://chernigiv.info/images/gal/P6100067.jpg