Национальный праздник «День казачки-матери».
Давно хотел поднять тему праздника «День казачки-матери». Существует как минимум три даты празднования: 4 декабря вместе с церковным праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (праздник утвердил Громов), 24 июня празднуется в ознаменование победы Наурских казачек над врагом.
Предлагаю на круге принять решение об установлении е д и н о й даты национального казачьего праздника «День матери-казачки». На круг выношу три альтернативные даты с обоснованием.
Особливо хочется, что бы свое мнение высказали наши уважаемые казачки, их мнение будет идти за два голоса.
1. Празднование 2 января (17 декабря ст. стиль).
Записано мной в ст. Гундоровской. В конце 1919 года, части Донской армии отходили на Кавказ. Наступление красной армии сопровождалось диким по своей жестокости террором казачьего населения в занимаемых хуторах и станицах. Только один из исторических документов того времени (взято из В. В. Добрынин БОРЬБА С БОЛЬШЕВИЗМОМ НА ЮГЕ РОССИИ). К числу пострадавших хуторов относятся все 49, расположенных на правом берегу Дона. Все сначала ограблены и потом сожжены, одни частью, другие сплошь. Несчастные женщины и дети, не успевшие спастись бегством, расстреляны и изрублены. Зная все прелести красного рая, женщины с детьми, стариками уходили с Донской армией.
В конце декабря (ор. 14-15 ст. стилю) 1919 года была оставлена ст. Гундоровская, наступали красные части. Офицер донской армии Иосиф Изварин, герой артиллерист, потерявший обе ноги в боях с врагом в 1918 года, с помощью своей жены Дуни оборудовал на кургане перед родной станицей пулеметное гнездо (казачке на себе приходилось переносить пулемет, боеприпасы и мужа инвалида, устройством огневой точки занимались несколько дней). Когда колонна красных в парадном марше вошла в зону обстрела, Иосиф с Дуней встретили их жестким пулеметным огнем. По воспоминаниям очевидцев, которые помогали хоронить убитых, тел красноармейцев было больше трех десятков. В ответ красные выкатили два орудия и стали прямой наводкой бить по казачьей огневой точке, когда муж был убит, раненая Дуня сумела уничтожить расчет одного из орудий. Еще очень долго красные подонки измывались над телами героев пытаясь выместить тупую звериную ярость. Останки Дуни и Иосифа Изварина станичники тайно захоронили на майдане возле Храма. Сейчас недалеко от этого места стоит памятник казакам, погибшим при защите ст. Гундоровской.
2. Празднование 24 июня (11 июня по ст. стилю).
«Наурские щи». Шла первая турецкая война, в станице Наурской праздновали духов день, старики, казачки с детьми разодетые по праздничному находились в церкви (практически все строевые казаки были в походе), когда на пикетах вдруг раздались выстрелы и прискакал казака крикнувший «Идуть». Через час 11 июня (ст. стиль) 1774 года станицу обложило 9 тысячное войско неприятеля, состоявшее из турок, закубанских татар и кабардинцев. Начался отчаянный приступ, разряженные наурские казачки в красных сарафанах высыпали на вал, окружавший станицу вооружившись серпами, вилами и косами. Они разогревали смолу и лили кипяток на головы врага, даже праздничные щи, готовившиеся к обеду, шли на «угощение» бусурманам, казачки перетаскивали с места на место пушки и стреляли из ружей. Из донесений коменданта кр. Моздок: «Не точия казачьи жены, но и девки с косами и ружьями били неприятеля, а одна из них будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал, срезала голову и завладела его ружьем и саблей.» 12 часов шел бой, многочасовые штурмы дорого стоили врагам, до 800 человек было убито, несколько тысяч ранено, убит кабардинский князь Коргоко Тутарханов. 12 июня не получив подкрепления, осажденная станица готовилась к последнему бою, с рассветом вновь загремели казацкие пушки, но к удивлению оборонявшихся неприятель стал быстро отходить. Это была полная победа. Геройские казачки заслуженно получили медаль «За турецкую войн 1769-1774 года». Многие кабардинцы не могли забыть своего поражения, даже мирные из них боялись встречи с наурскими казаками и казачками, опасаясь насмешек о том, «как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими женами». Когда приходилось встречать кого-то из джигитов с обожженными лицами, то казак чи казачка непременно позубоскалят «А что, дось (приятель), не щи ли в Науре хлебал?».
По материалам книги В.А. Потто.
3. Празднование 15 апреля.
«Борьба за казачий присуд». 28го марта 1918 года областным съездом советов в Ростове была объявлена национализация казачьих земель. Чаша казачьего терпения переполнилась, запахло близким восстанием. 29 марта часть отравившегося за фуражом в ст. Кривянскую карательного отряда, вошла в станицу и стала заниматься выемкой продовольствия сопровождая это все избиением и расстрелом станичников, разгромом имущества. Первыми встали на защиту родной станицы казачки, с косами и вилами они пошли на карателей, за ними организовались казаки, которые разоружили и уничтожили бесчинствующий красный отряд. В Кривянской вспыхнуло восстание. К станице красные начали стягивать Титовский полк, отряды из Хотунка и Ростова. 14-15 апреля восстали станицы Заплавская, Бесергеневская и Роздорская, наступление красных было сорвано, Титовский полк разбит, командира Титовского полка казаки расстреляли. Началось восстание казачьего народа на всей территории Присуда, запылали Дон, Кубань, Терек. Казачки принимали непосредственное участие в освобождении родной земли, проявив себя как бескомпромиссных патриоток. Наравне с мужьями они ходили в боевые походы, обслуживали тыл армии, в зной и стужу подвозили боеприпасы и продукты на фронт, увозили обратно убитых и раненых, среди которых было и близкие им люди . К сожалению, история не сохранила имена героических защитниц станиц Кривянскй, Заплавской, Бесергеневской и Роздорской как и многих других славных казачек на Кубани, Урале, Тереке…. (По материалам книги «Заветы старины храня», Сборник)