О славных казачках
В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины - казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети и - казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жены казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.
Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. Как уже отмечалось, 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 г. А сколько в XVI-XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали "вспомогательной силой", заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал, сама казачка становилась защитницей. Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца.
И мужей ждать умели как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся ли - неизвестно. А казачки ждали. В Сибири бывало и того круче. Семен Дежнев отсутствовал дома 19 лет! Пока странствовал, сын вырос. Кто его на ноги поднял? Жена. Сама так и не дождалась мужа, умерла, а ребенка вырастила, воспитала, и он казаком стал, как отец. А на Дону, например, когда муж из похода возвращался, казачка, встречая его, первым делом кланялась в ноги коню. Благодарила, что не подвел в боях ее супруга, целым и невредимым доставил домой.
Был и случай, правда, единственный, когда женщина стала войсковым атаманом. В XVIII в. выходец из ханского калмыцкого рода Петр Тайшин принял крещение со своим улусом. А потом калмыцкая орда распалась, начались свары. Князь умер, но его вдова княгиня Тайшина с 2400 подданными в 1739 г. попросила выделить ей землю для оседлого поселения и принять на службу. Подходящее место нашли на Волге, где была построена крепость Ставрополь (ныне Тольятти). Эти калмыки составили Ставропольское Казачье Войско. А княгине были даны полномочия войскового атамана, положено жалованье в 500 руб. Остальным старшинам также было назначено жалованье - по уровню офицеров Войска Донского. А рядовые казаки несли службу с земельных наделов. К Войску приписали тысячу отставных солдат и 2,5 тыс. крестьян. Солдаты должны были обучить калмыков гарнизонной и сторожевой службе, крестьяне - земледелию. Постепенно они смешивались, главной обязанностью ставропольцев являлась охрана Самарско-Уфимской линии - ответвления Самарско-Оренбургской. По призыву царя Войско выставляло 1 полк на войну. А княгиня Тайшина руководила ставропольцами до конца жизни.
Известны и случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. Ранее говорилось, что в 1770-1771 гг. на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского Войска, основав 5 станиц, по 100 семей на каждую. Драки тут шли постоянно, а вдобавок началась война с турками, которые подбили горцев к массированным нападениям. В июне 1774 г. 9-тысячное войско татар и чеченцев обрушилось на Наурскую. Станица еще и не была отстроена, из оборонительных сооружений был насыпан земляной вал с несколькими пушками. А все строевые казаки ушли в поход - разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на легкую добычу. Но за оружие взялись казачки! И отметим, это были не гребенские казачки, привычные к здешнему военному быту, а приехавшие с относительно спокойной Волги. Но полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили полчище врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место тяжелые пушки, встречая атаки картечью. Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем. В память этой победы 10-11 июня в Наурской отмечался "бабий праздник".
Задолго до девицы-улана Дуровой прославилась и донская казачка Прасковья Куркина. По преданиям, зафиксированным в дореволюционных источниках, она была молодой симпатичной вдовушкой из станицы Нагавской и вела не очень строгий образ жизни. Однажды, в 1792 г., учинила пожар, за что, по казачьим законам, следовало крепко вздуть. Но Прасковья скрылась. Переоделась в мужскую одежду, взяла оружие - вероятно, оставшееся от супруга, оседлала лошадь и направилась на польскую войну. Выдала себя за мужчину и вступила в казачий полк Балабина. Участвовала в боях, была ранена, за неоднократные отличия получила чин урядника. Хотя остается сомнительным, как же казаки ее не раскусили. В отличие от офицерши Дуровой, казачка крепостных денщиков не имела, и при первом же купании коней правда должна была открыться. Скорее, все же знали, да помалкивали. И, наверное, не случайно полковник Балабин взял "казака Куркина" к себе ординарцем. Но воевала Прасковья храбро, была произведена в хорунжие, а потом и в сотники. После войны в 1794 г. вернулась в станицу, и о прежних прегрешениях больше не вспоминали, весь Дон признал ее героиней. Однако дальнейшие похождения Куркиной - например, как казаки посылали ее с ходатайством к императрице, очевидно, относятся к области легенд, и оставляю этот вопрос тем, кто сумеет исследовать его более детально.
Кстати, жизнь казачек в XVII-XVIII вв. (а отчасти и в XIX) вообще исследована очень слабо. Конечно, их быт во многом отличался от картин "Тихого Дона", от того, что нам известно по предреволюционным воспоминаниям. Точно так же, как и казаки Первой Мировой во многом отличались от своих предков времен Суворова. Так, примеры с обороной Наурской и Куркиной показывают, что казачки хорошо умели стрелять (в том числе из пушек), владели холодным оружием. Когда они этому учились? Где? Допускали ли их в юности к тренировкам наряду с казачатами? Или учили матери, отцы, мужья - на всякий случай? Ответа мне ни в одном источнике найти не удалось. Но известно, допустим, что на Тереке казачки еще и в ХХ в. были отличными наездницами, умели стрелять. Вообще либеральные авторы склонны были описывать жизнь казачек в самых черных тонах. Дескать, несчастные женщины - вся жизнь только до свадьбы, а дальше "домострой", забитое "закрепощенное" существование. Вот уж нет! Тут все зависит от точки зрения. Ведь с либеральных позиций и судьба казаков выглядела ох, какой безрадостной - надо ж, обязательная служебная лямка, и на всю жизнь! Но казакам такая жизнь нравилась, и другой они не желали. Так же и казачки гордились своей участью.
Внешне отношение казака к женщине и впрямь могло показаться грубоватым, с демонстрацией собственного превосходства, но на самом деле оно было рыцарским. Атаман Платов в 1816 г. в приказе по Войску Донскому писал о казачках: "Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жен донских". По обычаям, казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении ее дополнительно еще и мужскими правами не нуждалась. И наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела. Казачка не участвовала в кругах, не имела голоса на сходах, ее интересы представляли отец, муж, брат. Но одинокая женщина могла выбрать себе любого ходатая из числа станичников. А вдова или сирота находилась под личной защитой атамана и совета стариков, а если этого недостаточно, могла и сама обратиться к сходу. Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она пожилых лет - снять шапку.
На станичных праздниках казачка, пусть и замужняя, могла плясать с любым казаком. С любым могла чесать языки на улице, невинно пококетничать. И чтобы опровергнуть мифы о "домострое", достаточно открыть повесть Л.Н. Толстого "Казаки". Описывается не какая-нибудь станица, а старообрядческая. Но поведение казачек очень даже свободное (уж, по крайней мере, по сравнению с Центральной Россией). Девушки, вводя в немалый соблазн офицеров, крутятся по двору в одних рубашках на голое тело. И от вина не отказываются, вечеринки устраивают с мужчинами и поцелуями. Словом, ведут себя "на грани". Но вот чтобы перейти эту грань - тут уж ни-ни! Тут вступало в силу понятие чести. А свою честь казачки ставили очень высоко.
Какими-либо комплексами в сфере взаимоотношения полов казачки не страдали, никаких "секретов" для них эта сфера не представляла. Да и как иначе, если занимались скотоводством, с детских лет видели, что как происходит? Во многих местностях и в баню ходили целыми семьями. В Сибири и Забайкалье баня часто вообще строилась одна на станицу, совместное мытье мужчин и женщин считалось делом вполне естественным. Но это, опять же, совершенно не подразумевало чего-то большего. Одно дело - знать. А другое - понимать, что допустимо, а что нет. Степень того, что может себе позволить казачка, зависела от ее семейного положения. Вольность в общении с мужчинами, откровенность разговоров, шуток, допустимый флирт были разными для девиц, замужних, вдов. Но и для казака было позором преступить дозволенное. И чтобы не ошибиться, существовала система "опознания" по женским кольцам. Серебряное на левой руке - девушка на выданье, на правой - уже просватана. Кольцо с бирюзой - жених служит. Золотое на правой руке - замужняя. На левой - разведенная или вдова.
Впрочем, при общей высокой нравственности казачек допускались и некоторые отклонения. Так, если вдова строго соблюдала себя, это ценилось. Но и в тех случаях, если она, особенно бездетная, привечала мужчин, это общественной моралью не осуждалось. И когда в станице жили одна-две "веселых вдовушки", на такое смотрели сквозь пальцы (примеры можно также найти у Толстого). А Пушкин записал разговор казаков, возвращавшихся с кавказской службы - стало известно, что у одного из них женушка погуливала, и обсуждалось, как лучше поступить, проучить ее или простить? И казаки пришли к выводу: лучше простить. И часто прощали, даже прижитых "нахалят" своими признавали - тут уж речь шла о сохранении чести семьи, благополучии хозяйства. Но у казаков существовал и развод, даже когда его юридически в России не было. Для этого, например, старообрядцы переходили в официальное православие или наоборот - и брак, заключенный в "другой вере" считался недействительным. Тем не менее, к разводу казачья мораль относилась весьма отрицательно.
Казачками становились не только от рождения. Когда казак женился на крестьянке, отбитой полонянке, захваченной черкеске или турчанке, она автоматически приобретала статус полноправной казачки. Станичницы, как правило, относились к такой женщине доброжелательно (если она сама не вела себя вызывающе). Ей прощали незнание обычаев, не характерные для казачки поступки. Женская община негласно брала ее под свое покровительство и учила, "вживала" в свою среду. Ну а если еще раз вернуться к утверждениям о "закрепощении" казачек, то не лишне задаться вопросом, а кто же их "закрепощал"? Мужчины? Но как же они могли "закрепостить", если годами отсутствовали? И их собственное благосостояние зависело от жены? Нет, быт и труды казачки определяло осознание ею самой своего особого долга. Точно так же, как казак считал своим долгом службу, так и казачка видела высший долг в том, чтобы обеспечить службу мужа, братьев, сыновей. Кстати, а ведь деятельность армейских органов тыла и снабжения тоже всегда считалась воинской службой, пусть и не боевой. Поэтому, если уж разобраться, то и труды казачек являлись некой разновидностью казачьей службы. Не строевой, не полковой, но в понимании службы воинов Христовых.
Валерий Шамбаров
Здорово ночевали, Маня! Что-то я не понял, где окошко для добавки, поэтому добавляю сюда, через редактирование
ОРЕНБУРГСКИЕ АМАЗОНКИ
На оренбургской пограничной линии XVIII — середины XIX столетий прилинейные поселки были окружены валом, в угловых бастионах стояли пушки. Ворота, загражденные рогатками, охранялись караулами. По окрестным высотам стояли пикеты и маяки из конной стражи. Выходить за вал было опасно: жители легко становились добычей разбойничьих шаек степных кочевников.
Конный отряд из девиц и женщин...
Женщины наравне с мужчинами несли сторожевую службу. Когда дробью барабана залпом пушки объявлялась тревога, они вместе с казаками, схватив пики, бежали на вал. При этом они обязательно должны были надевать мужские шапки или малахаи и прятать под них волосы.
Во время пугачевского бунта крепость Нижнеозерная была значительно разорена. Солдат гарнизона, оставшихся в живых, пугачевцы захватили в плен. Беззащитностью крепости воспользовались кочевники. Когда поднялась тревога, женщины, переодевшись в мужскую одежду, вооружились пиками и бросились на вал. Встретив картечь из пушки и увидев на валу много солдат, кочевники решили прорваться с другой стороны. Но женщины, успев перетащить пушку, и здесь обстреляли нападавших картечью. Больше двух верст гнали супостатов лихие казачки: «Удары их были так сильны, что 107 ордынцев оказались убитыми. А удалые казачки, окончив дело, с лихой песней вернулись в крепость...»
Махнула косой — голова с плеч...
...Казак с женой, отстав от отряда, ехал с сенокоса не спеша. Вдруг из леса вылетели восемь вооруженных киргизов. Ударом топора казак переломил длинную пику бросившегося на него ордынца, тот, не удержавшись в седле, грохнулся на землю около телеги. Второй с кистенем на длинной палке со всего размаху ударил казака по голове. Казачка, решив, что муж убит, схватила косу-литовку и одним ударом отсекла голову набросившемуся на нее ордынцу. Киргизы озверели и бросились на женщину, продолжавшую отбиваться косою. В это время казак пришел в себя. Ударом топора он надвое разрубил очнувшегося от падения первого нападавшего и застрелил еще нескольких ордынцев.
Оставшиеся в живых стали окружать отчаянную пару, забыв, что на выстрелы быстро поспеет выручка... Вихрем налетели казаки, и не прошло и минуты, как с ордынцами было покончено...
«Выйти поодиночке за крепостной вал было опасно, — рассказывали старые станичники. — Женщины шли на реку за водой или белье полоскать под охраной взвода солдат. Даже ягоды собирать было опасно... Поэтому комендант крепости сам назначал день сбора. Женщины сходились на площади, а потом уже шли всей партией под конвоем полуроты солдат с заряженными ружьями и десятков двух конных вооруженных казаков с трубачом...» Примерно так же отправлялись и дрова в лесу рубить...
Хивинка
В поселке Березовском Орского уезда Таналыкской станицы жила Акулина Григорьевна Степанова, чьи воспоминания были записаны в 1888 году. Ей тогда было семьдесят восемь лет.
Летом 1835 года Акулину с мужем Иваном Степановым во время сенокоса захватили в плен. Раздели беременную женщину донага, поделили между собой ее добро, привязали пленницу волосяными арканами к лошади, мужу скрутили назад руки — и поскакали восвояси.
Тяжко было женщине в плену! В сентябре начались морозные утренники, а на женщине не было никакой одежды, кроме дырявого зипуна. Ребенка она родила в овчарне. Очнулась лишь к вечеру, но ребенка рядом не было. Ночью киргизки притащили к матери необмытого младенца и швырнули под ноги. Вымыла Акулина дочку ледяной водой и завернула в свой зипун. В студеные ночи бедная женщина ложилась с малюткой между овцами. Женщине даже плакать не разрешали: били за слезы.
А вскоре Акулину с дочкой продали в Хиву. Нагую рабыню тщательно осмотрели — нет ли каких болезней — и зачислили на султанскую кухню. Через два дня старшая жена султана под страхом смерти (служанка приставляла Акулине нож к горлу) пыталась обратить Акулину в свою веру. Трижды это повторялось. В конце концов непокорную полонянку выбросили на скотный двор. Там она должна была доить полтора десятка коров и кипятить молоко. Да так кипятить, чтобы была снята с него целая, не разорванная пенка, которую подавали хану на завтрак. Если пенка будет целая, то и голова рабыни останется на плечах.
Акулине повелели выйти замуж, так как жить без мужа-де непристойно. Прежнего надо забыть. Новый муж, Макар Максимыч, жену не обижал, понимая, как тяжко ей в неволе.
В 1840 году султан отпускает пятьсот пленников. Среди них была и Акулина со вторым мужем и дочерьми. Акулина вернулась в Березовский, а Макар — в Астраханскую губернию, откуда и был пленен...
Иван, ее прежний муж, не был женат и после выкупа из плена уже пять лет жил на родине. С радостью принял он жену свою и трех ее дочерей. Прожила Акулина с мужем после этого двадцать пять лет.
На лихом коне — из Харбина в Петербург
В 1911 году журнал «Нива» напечатал фотографию женщины, одетой в военную черкеску с газырями, и небольшую заметку: «Казачка, вдова полковника оренбургского казачьего войска Александра Герасимова Кудашева, 36 лет, совершающая путь из Харбина в Петербург и прибывшая на иноходце Монголик. В пути находилась более 13 месяцев...»
Получив блестящее образование, Александра не захотела стать дамой высшего света. В разгар русско-японской войны, уже будучи женой русского офицера, окончила курсы сестер милосердия и вместе с мужем поехала в Порт-Артур. В Харбине, где Кудашевы оказались после освобождения из японского плена, муж Александры умер. Она отправилась в Петербург-Газеты писали: «...За долгие месяцы изнурительного пути всадница преодолела расстояние, равное четверти земного экватора...» Опасность поджидала всюду. В глухой тайге ее окружила группа хунхузов. Один из них метнул в казачку волосяной аркан. Всадница среагировала мгновенно и выхватила из-за спины «драгунку». Сухо хлопнул выстрел...
В особо опасных ситуациях казачка вытаскивала из дорожного саквояжа бутафорские усы, трубку и принимала «мужской вид». Хитрость всегда удавалась — никто не хотел связываться с лихим рубакой в мохнатой маньчжурской шапке и с шашкой на боку...
Оренбургский край середины XVIII–XIX столетий называли «степным Вавилоном», где в «странной смеси европеизма и азиатчины» таилась взрывоопасная сила. Не потому ли земля оренбургская рождала особенные женские характеры — вольнолюбивые, жизнестойкие, сильные духом и верой?
Наталья РОМАНЕНКО 2 июня 2005 года с сайта "История Оренбуржья"
Отредактировано ДЯДЬКА (2008-01-03 04:27:52)