Михаило-Архангельское братство
(Владикавказ)
Полное название братства -
Основано - 25 марта 1894.
По инициативе епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского)
В его уставе были обозначены задачи, к осуществлению которых должно было стремиться братство: 1) созидание и развитие миссионерского дела, 2) распространение книг религиозно-нравственного содержания, 3) помощь школам и 4) помощь нуждающимся, в особенности новокрещенным . Несмотря на широкий спектр задач, которые ставили пред собой братчики, главная цель этого братства выражалась в стремлении "просвещать евангельским учением тех инородцев епархии, которые еще не слышали благовестия Христова, а равно подать руку помощи тем из них, которые и слыша не уразумели евангельскую истину, недостаточно восприняли и слабо усвоили ее" . Для координации деятельности братства был образован Совет, председателем которого единогласно был избран епископ Владимир.
Вскоре явились и первые плоды этой деятельности. В станице Червленной, населенной гребенскими казаками, давшими начало Терскому казачьему войску, проживало около 5 тысяч человек. Большинство станичников были старообрядцами-беглопоповцами. В период управления епархией епископом Петром (Лосевым) для двадцати червленских единоверцев, обращенных миссионером архимандритом Павлом, был назначен священник Назарий Пузин, который проводил разъяснительную работу с раскольниками . Одних его усилий оказалось недостаточно, поэтому по инициативе Михаило-Архангельского братства сюда приезжал епархиальный миссионер священник Иаков Матвеев, чьи собеседования "вызывали большое движение не только среди представителей раскола, но и среди всей массы их" . Неоднократно бывал в станице с миссионерскими беседами и сам епископ Владимир. Результатом такой совместной деятельности стало событие 4-го и 8-го сентября 1894 года, когда по-особому чиноположению епископ Владикавказский на правах единоверия присоединил к Церкви 2000 раскольников.
Через полгода после присоединения старобрядцев к Православию в станице Червленой состоялось освящение церкви, которая для станичных единоверцев была перестроена из старообрядческой часовни. Освящение стало великим торжеством. Специально для совершения богослужений в храме червленских единоверцев из ризницы Новгородского Софийского собора был выписан антиминс, освященный, согласно существовавшей на нем надписи, в 1648 году, при патриархе Иосифе и царе Алексее Михайловиче . Единоверцы и любопытствовавшие старообрядцы не без радости смотрели, как совершалось возложение антиминса на престол по чину из старопечатного Требника. А как совершается Божественная Литургия, многие увидели впервые. В храм для регулярного совершения богослужения также передан полный комплект богослужебных книг, часть из которых были старопечатными.
В 1896 году при Владикавказском Михаило-Архангельском братстве открыт епархиальный склад, где книги Синодального издательства продавались по типографским ценам . Несколько ранее, 9 августа 1895 года начала свою деятельность Комиссия по распространению дешевых книг и брошюр религиозно-нравственного содержания среди простого населения Владикавказской епархии" . Председателем Комиссии являлся священник Василий Жуков.
В 1896 году Владикавказское Михаило-Архангельское братство издает для церковно-приходских школ Осетии 3000 экземпляров осетинских букварей, переработанных с учетом новых методических требований.
4 и 5 июля 1901 года в городе Пятигорске под председательством епископа Владимира проходил съезд миссионеров Владикавказской епархии, на котором обсуждались вопросы организации миссионерской работы. В работе съезда приняли участие священники пяти благочиний (2-5,8 округов), сотрудники Михаило-Архангельского братства и епархиальный миссионер. После двухдневной работы была выработана новая программа протевосектантской и противораскольничей миссии, которая предполагала широкое участие мирян через организацию на приходах, зараженных сектанством, братств и обществ ревнителей православного благочестия и ежегодных миссионерских курсов. Для оживления миссионерской деятельности и объединения миссионеров решено проводить подобные съезды ежегодно.
Михаило-Архангельское братство писало отчеты о действиях иных конфессий и групп в епархии. Так к 1915 году даже в кафедральном Владикавказе, где обычно служило образованное духовенство и находились Духовные учебные заведения, вопрос сектантского прозелитизма стоял остро. "Владикавказские баптисты ведут усиленную пропаганду своего лжеучения, - отмечалось в отчете, - действуют смело и решительно, что видно, например, из того факта, что свою молельню они перенесли на Евдокимовскую улицу, близ кафедрального собора, на свои собрания зазывают православных, которых во множестве можно встретить в баптистских молитвенных домах каждое воскресенье" .
Выход из создавшейся ситуации церковные власти видели в том, чтобы каждый приходской священник, церковнослужитель и член приходских братств и попечительств был готов дать достойный ответ сектантам. "С целью ознакомления пастырей Владикавказской епархии с приемами противосектантской полемики, дабы дать им возможность и средства стойко бороться с натиском сектанства, с благословения Преосвященнейшего Антонина, епископа Владикавказского и Моздокского, на средства Михаило-Архангельского братства были устроены во Второ-Афонском монастыре близ Пятигорска краткосрочные (с 20 по 26 июля) пастырско-миссионерские курсы. [:] На курсы было вызвано в качестве слушателей 16 священников и 1 псаломщик. Лекции на курсах читали: епархиальный миссионер и окружные миссионеры - священники П.Путятин и П. Свавицкий. Руководил курсами епархиальный миссионер".
К 1915 году положение православной миссии еще более усугубилось после появления в горных аулах сектантских проповедников. Местное духовенство оказалось неспособным противостать лжеучителям. Например, священник селения Владимирское обратился в Совет Михаило-Архангельского братства с просьбой оградить его прихожан от совращения в баптизм. Проблема, сообщаемая священником этого селения, состояла в том, что на Курпских хуторах, находившихся по соседству с его приходом, жили баптисты-осетины, активно проповедовавшие свое учение.
Источник:
1.История Владикавказской Епархии
http://www.uic.nnov.ru/~dofa/19_R/vladis-m-a.htm